В Жуковском отметят юбилей выдающегося испытателя реактивных самолетов Федотова

2c1df6500b3276c46d5a314f1c99bb8f Новости Жуковского

В городе авиаторов Жуковском 23 июня пройдут торжественные мероприятия, посвященные 90-летию со дня рождения Героя Советского Союза, заслуженного лётчика-испытателя СССР генерал-майора авиации Александра Васильевича Федотова. Он по праву занимает почетное место в когорте таких асов, как Валерий Чкалов, Михаил Громов, Александр Покрышкин.

Достаточно ознакомится с перечнем самолетов, которых он «поставил на крыло», то есть совершил на них первый полет, чтобы оценить заслуги Федотова в истории отечественной авиации. Долгое время он проработал в фирме Артема Ивановича Микояна, в том числе шеф-пилотом.

Федотов первым поднял в небо самолёты СМ-9/3Т, Е-8/2, Е-150, МиГ-23, МиГ-23С, МиГ-23М, МиГ-23Б, МиГ-25Р, МиГ-25РУ, МиГ-29, МиГ-31. В КБ ценили, что Федотов редко ставил себя и самолёт в чрезвычайные условия, а при попадании в таковые всегда сохранял хладнокровие и мастерство, находил верное решение и сохранял самолёт.

Всего за летную биографию Александр Федотов освоил и испытал 114 типов самолётов самого разного назначения. Он совершил 8998 полётов. Общий налёт 4818 часов 11 минут, то есть за свою жизнь он 200 суток провел в воздухе.

На счету Федотова 18 мировых авиационных рекордов, некоторые из них до сих пор никому не удалось превзойти.

Погиб Александр Васильевич 4 апреля 1984 года вместе со штурманом-испытателем В.С.Зайцевым. Они испытывали истребитель-перехватчик МиГ-31. Эти самолеты до сих пор на вооружении ВВС России. Они стали носителями гиперзвуковых ракет «Кинжал».

Вот что рассказал «МК» о Федотове в блиц-интервью представитель ОКБ Микояна, сын знаменитого конструктора Ованес Артемович Микоян.

— Ованес Артемович, в неофициальной иерархии лучших отечественных летчиков какое место вы бы отвели Александру Федотову?

— Я считаю его самым выдающимся летчиком начала эпохи боевой реактивной авиации. Не самого ее начала, но очень важного этапа. Он внес наибольший вклад в ее развитие. Ему принадлежат многие рекорды.

— Александр Васильевич дал путевку в жизнь такому самолету, как МиГ-25, который в шутку называли спиртоносец за десятки литров спирта в его антиобледенительной системе. А сам Федотов как к алкоголю относился?

— Знаю, что он не пил и не курил. Каждый год летчики-испытатели нашей фирмы приезжали к нам на дачу. Моя мама их приглашала 5 августа, в день рождения Артема Ивановича Микояна, генерального конструктора, у которого они все работали. Делали шашлык, выпивали по бокалу вина, играли в футбол, волейбол. Атмосфера была дружеская, почти семейная.

— Рассказывают, что Федотов берег испытываемые самолеты и старался не доводить дело до аварии. А катапультироваться ему приходилось?

— Один раз я точно знаю, что катапультировался. Вообще, я знаю только одного летчика, который ни раз не катапультировался, и вообще с парашютом не прыгал никогда. Это Степан Анастасович Микоян. Когда он учился в летной школе у них прыжки с парашютом были назначены на 23 июня 1941 года. Но не получилось. Так что он с парашютом не общался никогда. Тем не менее, проработал летчиком-испытателем десятки лет.

МК

Добавить комментарий